Волшебный мир красок

Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости и жизненные успехи. Во многом это зависит от того, как складываются отношения ребёнка с окружающим миром, людьми.

Принципы содержания программы:

  1. Системность:  в  течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённые дни недели. Конкретно запланированная тема может  не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций (таких как: дополнительные объяснения, ответы на вопросы, дополнительная игровая ситуация).
  2. Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях МБДОУ и в семье: для эффективной реализации программы родители выступают активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира своего ребёнка.
  3. Это реализуется через  беседы со своим ребёнком на конкретно предложенные педагогом темы; через родительские встречи содержательного характера, связанные с тематикой программы, на которых обсуждаются достижения детей; через индивидуальные беседы  педагога с родителями, если возникают проблемные ситуации в воспитании или в семье; через совместную деятельность детей, родителей и педагога по темам программы; через проведение тренингов. 
  4. Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий.
  5. Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.
  6. Вариативность:  создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы, и степени активности.

Реализация программного материала рассчитана на 3 года. Планируется проведение одного занятия в неделю с детьми во второй половине дня, и одной встречи в две, три  недели с родителями. (Количество встреч с родителями может варьироваться в зависимости от потребности).

 Занятия  с детьми проводятся с учётом индивидуальных особенностей детей. В занятия включены элементы: изотерапии, цветотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, песочной терапии,  игротерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру, выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в суждениях,  для полноценного развития эмоционального интеллекта.

Программа занятий

Блок 1. «Я и мой мир»

         Уверенность в себе является важным качеством человека как личности. Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам.

Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя.

Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинает­ся очень рано и происходит постепенно, в том числе в процес­се осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого педагогам важно обсуждать с детьми тот или иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах дея­тельности, стараться понять его сокровенные мечты и желания. Важно также помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что они разные. Это закладывает основу для формирования в более старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим. При этом педагог учит детей тому, что стремление к удовлетворению соб­ственных желаний не должно ущемлять интересы других людей.

     Уверенность в себе связана с осознанием человеком своих внешних и внутренних особенностей, поэтому в старшем до­школьном возрасте важно формировать у ребенка достаточно точные представления о своей внешности, семейном сходстве наряду со знаниями о бесконечном разнообразии внешнего об­лика людей — детей и взрослых. Например, в процессе изоб­разительной деятельности ребенок может нарисовать свой соб­ственный портрет или портрет своей семьи.

Блок 2. Эмоции и чувства

        Эмоциональное развитие является одним из важнейших на­правлений развития личности. Известно, что детские эмоции ха­рактеризуются импульсивностью и лишь со временем перераста­ют в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на ос­нове которых с годами складываются более глубокие чувства (любовь, ненависть и др.). Именно поэтому эмоциональное раз­витие ребенка является основой нравственного воспитания. Ма­ленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собст­венных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырас­тут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми.

     Проявлять эмоциональную отзывчивость дети нередко спо­собны уже в младшем дошкольном возрасте. Вместе с тем пе­дагогу важно специально знакомить ребенка со своеобразным эмоциональным букварем, так как передать наши чувства дру­гим, сделать их понятными можно с помощью не только слов, но и особого языка эмоций, столь необходимого в общении. Ра­дость и грусть, гнев и обида — обо всем этом и о многом дру­гом могут рассказать позы, жесты, мимика. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понима­ния состояния других людей.

     Многие темы этого раздела для детей младшего дошкольного возраста предусматривают привлечение материала знакомых ска­зок. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с помощью педагога смогут сопоставить их с собственным личным опытом. Это поможет им разобраться в непростых жиз­ненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях. Соответствующие темы предоставляют педагогам возмож­ность побеседовать с детьми о чувстве страха и одиночества.

В более старшем возрасте дети уже должны иметь представ­ление об основных настроениях и эмоциональных состояниях лю­дей. Педагог обучает их не только выражать свои эмоции так, чтобы они были ясны окружающим, но и по внешним проявлени­ям понимать, какие чувства в тот или иной момент может испы­тывать другой человек. Некоторые темы для детей этого возраста направлены на дальнейшее приобщение ребенка к языку эмоций.

     Кроме того, дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, а также с соответству­ющими событиями и индивидуальными предпочтениями.

    Содержание раздела поможет взрослым понять эмоциональ­ный мир детей, осознать, что именно их тревожит и радует. Это позволит при необходимости уделить каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, по­мочь преодолеть негативные, а порой и тяжелые переживания, связанные с объективными жизненными проблемами.

Таким образом, педагог сможет установить с детьми более доверительные отношения, что, несомненно, облегчит процесс воспитания.

Блок 3. Социальные навыки

      Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Как обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверст­ников? Как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом воз­расте?

Темы настоящего раздела предполагают обучение детей ана­лизу причин межличностных конфликтов и умению самостоя­тельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать ее крайнего проявления — драки.

        Раздел предполагает также обучение нормам и правилам об­щения. При этом педагог должен помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислуши­ваться к товарищам и уважать их мнение.

Для того чтобы научить детей правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам, педагог может предложить детям про­блемные ситуации, разрешение которых поможет им в овладе­нии определенными коммуникативными навыками, или сюжеты для игр различного содержания.

Данный раздел призван также специально обучить детей по­зитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками.

Необходимо отметить, что представленная на основе трех разделов структура программы рассматривается как примерная и носит рекомендательный характер, т. е. задает только основу планирования педагогического процесса. При более подробном знакомстве с программой можно заметить, что обозначенные три раздела тесно связаны между собой и их содержание по­стоянно перекликается. Поэтому педагог вправе варьиро­вать программное содержание и его последовательность, при необходимости отступая от предложенной структуры.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie