Фестиваль родительских инициатив
VIII Фестиваль родительских инициатив
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 138 г. Липецка
Номинация «Воспитываем вместе»
Название проекта:
«Чай вместе пить – семье крепкой быть!»
Цель проекта: Популяризация семейного чаепития, как ресурса продвижения российских ценностей.
Задачи проекта:
Для детей:
- Познакомить с историей чая, правилами заваривания и культурного чаепития;
- Познакомить с русскими национальными традициями употребления чая;
- Дать представление о том, как выращивают и изготавливают чай;
- Расширять знания о разнообразии чайных напитков и влиянии их на здоровье;
- Формировать у детей умения сервировать чайный стол, воспитывать культуру поведения за столом;
- Воспитывать толерантное отношение к традициям и культуре народов другой национальности;
- Развивать творческие способности детей.
Для родителей:
- Создать условия для активного вовлечения родителей в образовательно-досуговую деятельность ДОУ и в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность;
- Популяризировать здоровый образ жизни и употребление чая;
- Популяризировать национальные традиции чаепития;
Создать условия для сохранения, возрождения и передачи от поколения к поколению традиционных ценностей, норм, обычаев;
- Разнообразить формы проведения свободного времени родителей, воспитанников путем вовлечения их в проектную деятельность.
Для воспитателей:
1.Развивать компетенции педагогов в работе с родителями.
2.Активизировать использование проектной деятельности в работе с дошкольниками и их семьями.
3. Пополнить предметно развивающую среду групп
Участники проекта 150 человек ( родители, дети, воспитатели)
Ожидаемые результаты проекта
Дети:
- Наличие элементарных знаний о русских народных традициях чаепития, истории возникновения и назначения самовара;
- Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта;
- Знание и толерантное отношение к традициям чаепития разных народов;
Формирование представлений о пользе чая для здоровья, и здоровом образе жизни;
- Формирование умения сервировать чайный стол и соблюдать культуру поведения за столом;
- Участие в фестивале «НеобыЧАЙный фестиваль», в презентации авторских чаёв с применением имеющихся знаний.
Родители:
- Приобретение родителями знаний и практических навыков взаимодействия с ребенком в проектной деятельности;
- Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей;
- Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги:
- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через проектную деятельность;
- Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
Пополнение развивающей среды группы.
Тип проекта Познавательно-творческий, долгосрочный
Сроки реализации: январь - сентябрь 2024 года
1 этап подготовительный:
январь - март 2024г.
1. Постановка цели и задач.
2. Определение методов исследования.
3. Подбор наглядноиллюстративного материала.
4. Подбор художественной литературы по теме (загадки, пословицы, поговорки, стихи).
5.Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
6.Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 этап – основной: март – август 2024г.
Проведение комплекса мероприятий по теме «Чай вместе пить – семье крепкой быть!» включает в себя:
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
Образовательная и совместная деятельность с детьми:
- Беседы: «Чайная церемония», «Конфетки, бараночки - русская чайная церемония», «Самовар», «История чая», «История чаепития в разных странах»
- Показ презентаций: «Чай пьёшь- до ста лет доживёшь», «Целебные свойства чая», «Чайные загадки», «Как растёт чай», «Чайные церемонии», «Самовары».
- Просмотр мультфильмов: Лунтик «Солёный чай», «Тигрёнок в чайнике», «Пых, пых самовар».
- Опыты: с сахаром и чаем- рассматривание разных сортов чая; замачивание чая, растворение сахара.
- Экскурсии в мини-музей «Русская изба» - экспозиция, посвященная чаепитию на Руси, и групповой мини-музей «Такой полезный и разный чай»
- Чтение художественной литературы: В.Кужелёва «Сказка о том, как Иван-чай лень прогнал», Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», М. А. Горький «Самовар», потешки и стихи о чае.
- Дидактические игры: «Какой чай любят весёлые человечки?», «Четвёртый лишний», «Кто, с чем чай пьёт», «Что положим в чай?».
- Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие», «В магазин завезли новый сорт чая», «Сервировка стола»
- Творческие работы: Лепка из бросового материала «Чайный сервиз», «Самовар»; рисование с натуры «Чайная пара», «Любимая кружка».
- Картины для рассматривания и составления рассказов: К. Коровин «За чайным столом», 1888 год; К. Маковский «За чаем», 1914 год; Б. М. Кустодиев «Купчиха»
- Альбомы для рассматривания: «Сибирские травы и ягоды», «Где и как растёт чай», «Традиции русского чаепития»
- Создание коллекций «Травяные чаи», «Вот какой разный полезный чай»;
- Создание экспозиции мини-музея «Чай»;
- Лэтбук «Самовар»;
Работа с родителями:
- Изготовление буклетов: «Как правильно заваривать чай», «История появления чая в России», «10 чайных рекомендаций»
- Изготовление книжек-малышек с рецептами чаёв: «Чай Витаминный», «Чай Зелёный с мятой», «Чай с лепестков акации», «Чай брусничный», «Чай таёжный»
- Подготовка к участию в фестивале «НеобыЧАЙный фестиваль»
3 этап – заключительный
- Создание выставки детских рисунков «У самовара»;
- Создание видеоролика по взаимодействию с семьями на тему «Семейное чаепитие»;
- Проведение «Необычайного фестиваля» и ярмарки;
- Презентация проекта на педсовете. Обобщение опыта.
Сценарий необыЧАЙной ярмарки «Мы за чаем не скучаем»
Ведущие: Чайная барыня и ребёнок (Самовар Самоварыч)
Место проведения: на спортивной площадке ДОУ размещается ярмарка- установлены и празднично украшены в русском народном стиле столы с самоварами, чаями и сладкими угощениями. Над входом на спортивную площадку надпись-растяжка: «Добро пожаловать!».
Участники: родители, дети, педагоги ДОУ.
На площадке ярмарки расположены зоны: 12 столов – зон, по количеству групп ДОУ.
Возле каждого стола находятся «хозяйки» в русских-народных костюмах - родители воспитанников, посещающих группы.
Основные этапы проведение мероприятия:
- Игровая программа «Встреча гостей»
- Мастер-класс по приготовлению чая от победителя конкурса (1 семья), дегустация чая.
- Викторина
- Дегустация чая, продажа домашней выпечки голосование.
- Народные игры
- Награждение «Самый терпкий чай», «Самый ароматный чай», «Супероздоровительный чай»
- Хоровод «День варенья»
1. Игровая программа «Встреча гостей»
Играет музыка. Выходит ведущая (Чайная барыня) и ведущий (ребёнок) Самовар-Самоварыч в костюмах.
Барыня - Добрый день, гости дорогие!
Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем.
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко,
И забавушек мы припасли на всякий вкус.
И угощенья.
Добро пожаловать!
Самовар – Но сначала отгадайте загадку.
Напиток крепкий и бодрящий,
Нет его на свете слаще.
Он и черный, и зеленый,
Травяной или фруктовый.
В кружку смело наливай
Ароматный, вкусный...(чай)
Барыня - Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
-Так о чем же мы поведаем сегодня нашим гостям?
Самовар - Как о чем? О чае.
Барыня - У нас “чайная страна”, и пьют его много. Совсем немногие знакомы с традициями чаепития и секретами его приготовления. Чаепитие – это одна из тропинок к здоровому образу жизни.
Русское чаепитие связано с шумом кипящего самовара. В России чай начали употреблять с 17 века. Завезли его из Монголии. Сначала чаем пользовались как лекарством, затем как напитком, снимающим усталость и благотворно влияющим на весь организм человека.
Барыня: И хотя сейчас во многих семьях самовар потеснил чайник на праздничном столе, как и 100 лет назад, ни одно народное гулянье не обходится без чая.
Песня “Самовар пых-пых” общая
Барыня: Тогда скорее нужно начинать наш фестиваль чая!
Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние.
Торопись, честной народ!
Тебя мастер-класс ждет.
- Мастер-класс по завариванию чая от семьи воспитанника средней группы № 2
- Викторина
Барыня: Дорогих гостей
Ждет множество затей:
В игры можно поиграть,
Да и ум свой показать,
От души повеселиться,
Вкусного чайку напиться!
Барыня: Кто же из вас примет участие в состязании? Что ж, друзья, давайте так: Мой вопрос, а ваш ответ, Отвечайте иль нет? Кто ответы отгадает, тот и приз получает. Викторина вопрос - ответ
Ведущая задает вопросы. Тому, кто правильно отвечает, дается угощение.
- Кто открыл чай?
- Чем полезен чай для человеческого организма?
- Родина чая?
- Какой чай лучше: с добавками или без добавок?
- В чем хранят чай?
- В какой посуде следует заваривать чай?
- Из каких растений, цветов можно заваривать чай?
- Чем можно заменить чай?
- Назовите добавки в лекарственные чаи.
Ответы:
- Говорят, что козы, наевшись чайных листьев, стали вести себя странно, живее, чем обычно.
- Восстанавливает силы, успокаивает сердце, предохраняет от простуды.
- Китай.
- Настоящий чай не должен иметь добавок.
- Лучше в стеклянной посуде с плотной крышкой.
- В фарфоровой или фаянсовой, т.к. она как бы смягчает воду.
- Роза, Иван-чай, зверобой, липа, чага, смородиновый лист, лист малины и др.
- Черника (лист, плоды), шиповник, Иван-чай, лист смородины.
- перечислить травы – зверобой, чабрец, девясил, липа и т.д.
Барыня: Молодцы. Все, кто правильно ответил, получили свои призы!
- Дегустация чая, продажа чайных сборов, выпечки
Ведущий: Ох и наготовили хозяйки, угощений! А аромат какой от чая!
Давайте дадим им слово.
Каждая группа представляет свой чай. (по 2-3- предложения)
5. Народные игры «Золотые ворота», «Дударь», «Тень-тень»
6. Награждение победителей.
7. Хоровод
8.Завершение мероприятия
Барыня: Чаепитие всем нужно!
Это повод помечтать.
Почаёвничать со вкусом
Всем хочу я пожелать!
Фото
Ссылка с материалами:
https://cloud.mail.ru/public/8E2H/Q5vWiPQiF
Номинация «Воспитывающая среда»
Название проекта: Бизиборд «Липецкая земля - история, наследие и люди».
Цель проекта: Формирование чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой родины посредством музейной педагогики, в частности развивающей доски «бизиборд».
Задачи проекта:
Для детей:
- Обогатить знания о родном крае, его истории, культуре и достопримечательностях, посредством музейной педагогики.
- Пополнить экспозицию мини-музея ДОУ «Край любимый Липецкий» интерактивной доской – бизиборд.
- Способствовать развитию сенсорики, мелкой моторики, через познание сути вещей – взаимодействие с предметами.
- Развивать речь, пополняя и активизируя глагольный словарь, способствовать формированию навыков образования относительных прилагательных.
- Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться.
- Воспитывать любовь к малой родине, чувство патриотизма.
- Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца, целеустремленность.
Для родителей:
- С помощью бизиборда активизировать взаимодействие родителей и детей по краеведению, ознакомлению с Липецким краем его историей и традициями.
- Активизировать деятельность родителей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию детей через игровую деятельность.
- Продолжить формирование системы воспитательно – образовательной работы по развитию краеведческой культуры, как одного из маркеров личностной идентификации гражданина.
Участники проекта: 9 человек ( 3 родителей, воспитатели и дети).
Ожидаемые результаты проекта:
- Создание условий для организации совместной деятельности родителей и детей по развитию интереса к краеведению.
- Развитие у детей сенсорного восприятия, мелкой моторики, моторной ловкости рук.
- Развитие у детей логического мышления, внимания, познавательного интереса, стремления к действию.
- Воспитание любви к малой родине, чувства патриотизма.
- Появление интереса у родителей к проблемам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Тип проекта: Познавательно-творческий, долгосрочный.
Сроки реализации: Сентябрь – май
1 этап подготовительный: сентябрь - октябрь 2023 г.
- Определение цели и задач проекта.
- Создание творческой группы из семей воспитанников и воспитателей.
- Анкетирование родителей по данной теме.
2 этап: основной (реализация проекта) ноябрь 2023 г. – апрель 2024 г.
- Изучение достопримечательностей Липецкой области.
- Рассматривание открыток с достопримечательностями районов Липецкой области, альбомов, сюжетных картинок.
- Определение краеведческой информации доступной для восприятия детей дошкольного возраста.
- Разработка и обсуждение макета бизиборда творческой группой.
- Подбор иллюстративного материала, материала и оборудования для создания мобильной и интерактивной части бизиборда.
- Создание информационной статьи, поясняющей расположение объектов на бизиборде, знакомящей родителей и детей с достопримечательностями липецкой области. Cоздание QR кода – ссылки на статью.
3 этап заключительный: Май 2024 г.
- Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ, участие в фестивале родительских инициатив.
- Размещение бизиборда как части экспозиции в мини-музее ДОУ № 138 «Край любимый Липецкий».
- «Экскурсии» детей и воспитателей разных возрастных групп к экспозиции бизиборда «Липецкая земля – история, наследие и люди».
До реализации проекта:
Холл коридора ДОУ 1 этажа
Процесс реализации:
Окончание реализации проекта:
Номинация «Воспитываем трудом»
Название проекта «Цветочная симфония герани» (Акция «Украсим детский сад»)
Цель проекта: Укрепление разносторонних связей в совместном труде взрослых и детей посредством познавательной, экологической и трудовой деятельности.
Задачи проекта
1.Активизировать совместную деятельность родителей и детей для решения задач по трудовому и экологическому воспитанию детей.
2.Продолжать, совместно с родителями, формировать представления у детей о комнатных растениях – герань.
3. Продолжать, совместно с родителями, совершенствовать трудовые умения и навыки детей, при посадке и уходе за геранью. 4.Развивать познавательные, творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности детей и родителей по выращиванию растений.
5. Расширять представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. 6. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к растениям.
7. Воспитывать бережное отношение к своему и совместному с родителями труду.
Сроки проведения
- ЭТАП – подготовительный (сентябрь - октябрь 2023 г.)
- ЭТАП – основной (ноябрь 2023 г. – сентябрь 2024 г.)
- ЭТАП – заключительный (сентябрь- октябрь 2024 г.)
Участники проекта
Родители, дети, воспитатели 180 человек
Социальный эффект
В результате проведенных мероприятий у детей сформированы следующие трудовые навыки и умения:
- ухода за комнатными растениями (посадка разными способами: семена, черенками, подготовка грунта к посадке, навыки полива и рыхления почвы);
- развиты навыки и умения исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической и трудовой деятельности с родителями и воспитателями;
- с помощью родителей созданы условия для активной самостоятельной трудовой деятельности детей в домашних условиях по уходу за рассадой герани;
- сформированы партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями по трудовому и экологическому воспитанию детей;
- дети проявляют самостоятельность, инициативу, стойкий интерес к работе в цветнике;
- дети приобрели навыки бережного, созидательного отношения к растениям растущим на территории детского сада.
Краткое описание проекта
1 ЭТАП – подготовительный (сентябрь - октябрь 2023 г.) Консультирование родителей по трудовому воспитанию детей. Предложили родителям приобрести необходимое оборудование для проведения проекта – контейнеры, землю, семена комнатных растений.
Рассказали о посадке и уходе за комнатными растениями, предложили
Подбор стихов, загадок, дидактических игр для расширения познавательного интереса у детей. Родители активно принимали участие на данном этапе - помогали
собирать информацию, иллюстрации, открытки.
2 ЭТАП – основной (ноябрь 2023 г. – сентябрь 2024 г.)
Совместная трудовая деятельность детей и взрослых: посадка комнатных растений (черенками, семенами), уход за ними (поливка, рыхление, подкормка)
Дети и родители в домашних условиях выращивали саженцы герани и вели лист наблюдения за черенками -ростом корней в воде, семенами- прорастанием в горшке, а затем принесли свои саженцы в детский сад.
В мае совместно с родителями высадили свои саженцы в клумбу на участок. С этого дня дети и родители начали заботиться и ухаживать за растениями: поливать, рыхлить землю и наблюдать за образованием цветов на клумбе нашего детского сада.
Дети совместно со взрослыми обсуждали форму, размеры, окраску цветов, их количество, сравнивали активность цветения разных растений, проводили исследовательскую деятельность (где быстрее растут растения в грунте, опилках или песке).
В сентябре, когда цветы ещё буйно цвели, мы напомнили детям, что скоро наступит зима и растения погибнут, и предложили детям сохранить растения живыми, продлить жизнь герани снова в комнатных условиях. Дети и родители с удовольствием и большим энтузиазмом согласились сохранить красоту растений выкопали и пересадили в горшки растения и забрали с собой домой и в группы.
3 ЭТАП – заключительный
(сентябрь- октябрь2024 г.) Создание выставки с рисунками детей «Мой любимый цветок- герань».
Выставка разновидностей комнатного растения – герань «Цветочная симфония герани». Оформление презентации и фотоотчета. Оформление стенда «Цветочная симфония герани» с QR кодом фотопрезентации.
Совместная посадка семян и черенков герани в домашних условиях
Совместный уход за геранью
Выставка детского творчества «Мой любимый цветок- герань».
Выставка разновидностей комнатного растения – герань «Цветочная симфония герани».
Пересадка герани с клумбы в ящик и горшки на зиму.
Оформление стенда «Цветочная симфония герани» с QR кодом фотопрезентации.